Кажется понял, почему у Лукьяненко фантастика получается все хуже.
Он пишет миры. И пытается не повторяться в описании этих миров. Бог мой! Да если бы он взял хотя бы часть любого из описанных им миров, то на эту часть такого можно было бы накрутить, что ого-го! Один Эбен чего стоит. С ума схожу по одному лишь названию класса космических кораблей — «Литургия»! А тяжелый дезинтегратор "Ультиматум"?! Это же гениально.
Но он боится даже названия повторять. Еще бы, ведь иной читатель сразу воскликнет: «Аффтар повторяется! Исписался, исписался!». А мне вот и не вспомнить, у кого еще из авторов было бы такое большое количество мировых концептов.

Конечно, быть может, он намеренно избрал такую вот демиургову линию творчества. Но эта линия не для него, как практика показывает. Ему бы созданное развивать, а не пытаться сотворить нечто новое и непохожее на уже созданное. Слишком он на раннем выложился, слишком оно хорошо было, много сил и фантазии на него потратил. И я вполне понимаю, что это ранее вызревало в нем весь период времени до момента своего описания на бумаге, а у позднего было намного меньше времени, для того чтобы созреть полноценно. Большинство авторов-фантастов пишут один мир, а потом его развивают, и часто это получается просто великолепно!